ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ФОРУМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ
Конференцiя ЕМС 2015 :: Тезисы по основным тематическим направлениям конференции :: Секция 6. Формирование профессиональных компетентностей при подготовке товароведов-экспертов.
Сторінка 1 з 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ФОРУМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ФОРУМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ
Оре Ёвджанов,
старший преподаватель кафедры информационных систем
Бяшим Иванов,
заведующий кафедрой информационных систем,
старший преподаватель
Туркменский государственный институт
экономики и управления, г. Ашхабад, Туркменистан
Современный этап развития общества характеризуется достаточным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, формируя информационное пространство. В свою очередь, это обуславливает компьютеризацию образования. Современные компьютерные технологии способны обеспечить возможность использования учебной информации наравне, а часто даже эффективнее, чем традиционные средства. Основным фактором, обуславливающим использование информационных технологий, должен быть их образовательный потенциал.
Современные информационно-коммуникационные технологии стремительно вносят свои коррективы в сложившиеся столетиями «правила игры», в том числе и в научном и педагогическом сообществе. То, что было нельзя еще десять-двадцать лет назад, вчера стало можно, а сегодня – должно. Так, например, сегодня практически везде любой учебный или научный текст не будет принят к публикации, если представлен только в «бумажном» виде, без электронной версии. И если сегодня образовательный процесс в вузе нельзя представить без электронных носителей информации, завтра он будет невозможен без Интернет-технологий, а также решений, в которых они являются ключевым средством. Такого рода решением может уже сегодня служить Интернет-форум, размещенный на веб-сервере вуза и действующий на его сайте. Под форумом (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) понимается Интернет-ресурс, специально организованный и структурированный для письменного тематического общения пользователей.
По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, Интернет-форум является полилоговой коммуникацией в режиме off-line и направлен на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Как правило, Интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Подключение компьютеров нашей кафедры к Интернету позволило выходить на веб-сервер института, и значительно упростило возможности использования его ресурсов в учебном процессе. Полтора года назад нами была апробирована методика использования Интернет-форума в качестве инструмента в учебном процессе для решения ситуационных тематических задач по дисциплине. На сервере были размещены ситуационные задачи, участники дискуссии (студенты трех групп) прошли регистрацию и приняли активное участие в данном коммуникативном процессе.
В настоящее время возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических и других проблем. Использование информационных технологий дает возможность изменить формы и методы учебной работы, обогатить образовательный процесс, повысить его практическую направленность. Для эффективного внедрения Интернет – технологий в учебный процесс необходимо выполнение ряда требований:
- наличие у студента и преподавателя знаний и умений элементарного пользователя компьютером и Интернетом;
- наличие компьютерного комплекса с доступом в Интернет как у обучающегося, так и у педагога;
- заинтересованность преподавателя в использовании новых инновационных технологий.
Мы используем веб-форум для обобщения и углубления знаний студентов второго курса, разных факультетов по дисциплине «Информационные системы и технологии в экономике». Преподаватель, как модератор, создает темы для обсуждения, вносит в темы ситуационные задачи, с последующим редактированием, перемещением и удалением сообщений студентов.
Студенты решают ситуационные задачи, и после регистрации создают сообщения со своими ответами. В задачах моделируется определенная ситуация. Прямого ответа на поставленную задачу в учебниках нет. Студенты должны, получив определенные знания по заданной тематике, их проанализировать, сопоставить и сформулировать вывод, который и будет решением этой ситуационной задачи. Задачи на форуме размещены по мере возрастания уровня сложности. Даже слабо подготовленный студент, прочитав 1-2 несложные задачи, может ответить на них. Но стоит помнить, что мотивация студента может снижаться, если уровень заданий не соответствует уровню его подготовки.
Использование ситуационных задач оправдано. Они позволяют закрепить новые знания, акцентировать внимание студента на материале, для которого отведено недостаточно времени на практическом занятии, установить связи между темами в рамках изучаемой дисциплины, а также с другими смежными предметами, формировать навык применения своих знаний на практике. Они стимулируют самостоятельную познавательную деятельность студентов, меняют психологию восприятия учебного материала, а также учат ориентироваться в информационном пространстве.
Решение задач осуществляется в индивидуальном темпе, в психологически комфортной и привычной для студента обстановке. Веб-форум дает возможность для дополнительного общения за пределами учебной аудитории студентов между собой и с преподавателем по заданной теме, и это не требует одновременного их присутствия.
Использование веб-форума, на наш взгляд, является действительно эффективным. С целью оценки результатов использования данной формы обучения была проведена итоговая контрольная работа по соответствующим темам. Студенты, принявшие участие в форуме, показали наиболее полные и глубокие знания по пройденному материалу. Таким образом, дополнение традиционных методов преподавания. Интернет-технологии делают образовательный процесс непривычным, усиливая мотивацию студентов к изучению предмета. Информационно-образовательные технологии являются еще одним средством на пути к подготовке высококвалифицированных кадров в сфере экономики, готовых согласно требованию времени и общества, постоянно повышать свою квалификацию, свободно владеть различными способами коммуникации и наиболее полно раскрывают человеческий потенциал.
Предлагаемая методика состоит в следующем: после обсуждения темы на практическом занятии (заслушивание реферата, доклада) студенты на форуме задают вопросы докладчику, на которые тот квалифицированно отвечает, высказывают собственное мнение по отдельным разделам, приводят дополнения, не нашедшие, по их мнению, отражения в докладе.
При оценке учитывается количество и качество заданных вопросов, дополнений, раскрывающих понимание студентом пройденного материала.
В течение многих лет с успехом используется также тестовый компьютерный контроль, который позволяет в краткой и доступной форме провести скрининговую оценку знаний студента по теме практических занятий. Положительным моментом является также объективизация оценки знаний, отсутствие психологического воздействия преподаватель – студент.
На кафедре Информационных систем применяется очно – дистанционная форма учебной деятельности студентов в виде обсуждения пройденного материала на форуме. Главной целью данной методики является обеспечение лучшего усвоения студентами программного материала, а также выживаемость полученных знаний. Основные задачи направлены на активизацию и заинтересованность участия студентов в получении знаний, оценку знаний всех студентов группы, развитие самостоятельности мышления и суждений, умение вести активный диалог.
Наш опыт показывает, что применение выше описанных информационных ресурсов и электронных методов обучения повышает эффективность обучения и успеваемость студентов. С началом внедрения данных методик средний балл студентов по дисциплине повысился.
Система полного усвоения знаний, т.е. создание условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым студентом, желающим и способным учиться, невозможна без разработки таких технологических учебных средств, которые обеспечивают усиление процессов самоконтроля и самообразования.
Существует возможность использования обсуждаемого инструмента и непосредственно на занятиях, которые можно организовать в обычном компьютерном классе, с доступом в Интернет или с возможностью работы в рамках локальной сети, в которой помещен сам ресурс. Письменные задания, выполняемые студентами в форуме, могут контролироваться преподавателем непосредственно после выполнения, а ошибки – исправляться сразу после получения замечаний.
Форум, по сравнению с традиционным аудиторным семинаром, помимо технических, снимает целый ряд ограничений коммуникативного характера. Эти ограничения продиктованы вузовскими «правилами игры», сложившимися писанными и неписанными нормами поведения. Особое отношение студентов к преподавателю и его мнению, боязнь выглядеть не лучшим образом в глазах сокурсников по причине слишком неудачного/удачного ответа и прочие схожие помехи на пути к успешному суждению на занятии – снимаются на форуме, для которого характерны более свободные нормы. Здесь студент, даже зная, что общается с преподавателем, будет держаться более раскованно и высказывать свое мнение более уверенно, чем у того же преподавателя на обычном аудиторном занятии.
На кафедре уже много лет имеются методические рекомендации и для преподавателей, подготовленные сотрудниками кафедры. Они регламентируют каждое практическое занятие, содержат подробный план его проведения, главные вопросы при усвоении студентами той или другой темы, перечень практических навыков, методики освоения их студентами.
В заключение выразим уверенность, что данная учебная технология является вполне жизнеспособной и может в более широких масштабах использоваться в преподавании. Для успеха нужно желание этим заниматься, размещать соответствующие материалы на сервере и мотивировать заинтересованность студентов.
Схожі теми
» ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
» ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
» ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Конференцiя ЕМС 2015 :: Тезисы по основным тематическим направлениям конференции :: Секция 6. Формирование профессиональных компетентностей при подготовке товароведов-экспертов.
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі