СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Конференцiя ЕМС 2015 :: Тезисы по основным тематическим направлениям конференции :: Секция 6. Формирование профессиональных компетентностей при подготовке товароведов-экспертов.
Сторінка 1 з 1
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Огульджан Атдаева,
старший преподаватель кафедры информационных систем
Туркменский государственный институт
экономики и управления, г. Ашхабад, Туркменистан
Гульджахан Ёвджанова,
ведущий специалист «Halkbank»
Государственный коммерческий банк Туркменистана, г. Ашхабад, Туркменистан
В настоящее время целью системы образования является формирование специалиста нового типа, обладающего не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и способного к максимальной реализации интеллектуального и креативного потенциала, обладающего осознанной потребностью в постоянном развитии и саморазвитии. Для ее выполнения традиционные формы обучения (чтение лекций, проведение практических занятий, составление конспектов), при которых преподаваемые предметы представляют определенную сумму информации, передаваемой обучаемым, становятся явно недостаточными. Очевидна необходимость использования новых эффективных инновационных форм и методов работы, внедрения в учебный процесс информационно-образовательных технологий, позволяющих активизировать учебную и научно-исследовательскую деятельность студентов, стимулировать их самостоятельную работу и развивать творческий потенциал.
В современном мире решающим фактором развития общества становятся информационные технологии. Деятельность людей, учеба студентов, профессионализм в большей степени зависит от информативности, способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Все это делает актуальной задачу профессиональной подготовки специалистов к будущей деятельности и вообще к жизни в информационном обществе. В настоящее время в вузах Туркменистана идет становление новой системы образования, ориентированной на закрепление за информационными технологиями статуса не только вспомогательного, а иногда и основного компонента образовательного процесса (дистанционное обучение). Перед экономическом вузом стоит задача подготовки экономиста знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно получать и применять знания на практике.
Внедряющаяся в образовательный процесс информатизация обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов. Она способствует развитию умственного потенциала студентов, формированию умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно – учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
Применение информационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов позволяют в значительной мере интенсифицировать и активизировать этот процесс. Создание и использование компьютерных тестирующих и контролирующих автоматизированных систем оптимизирует труд преподавателя, позволяет при минимальных затратах времени оценить знания всех студентов, развивать скорость мышления, внимание и способствует более регулярной и добросовестной работе. При этом чрезмерное увлечение в учебном процессе тестовыми программами, на наш взгляд, приводит к возникновению ряда проблем. К отрицательным моментам этой формы контроля знаний можно отнести ограниченность опроса рамками вопросов и ответов, отсутствие диалога преподавателя со студентами, кроме того, тестирование не способствует выработке у студентов умения выражать свои мысли четко, полно и последовательно.
Для повышения качества обучения используются информационные ресурсы глобальной сети. Очевидным преимуществом использования компьютерных технологий является то, что методические материалы, предоставляемые через сеть Интернет, имеют возможность регулярного обновления и дополнения. Кроме того, для подачи учебного материала могут быть использованы современные технологии визуального представления. Еще одним преимуществом использования Интернет ресурсов для обучения является возможность взаимосвязи и взаимного дополнения учебного материала одной дисциплины материалами другой с помощью гиперссылок и специально организованной поисковой системы. Однако и здесь в последние годы большинство преподавателей сталкиваются с проблемой. «Скачивание» студентами из Интернета готовых рефератов, контрольных работ, докладов лишает стимула применения творческого подхода. Доступность и постоянное расширение базы готовых работ существенно снижают эффективность учебного процесса и ставят перед преподавателями задачу снизить риск использования студентами готовых решений. Одним из путей решения возникшей проблемы может стать составление преподавателем авторских задач для внеаудиторной работы студентов и систематическое их обновление, что существенно замедлит процесс публикации этих материалов на сайтах.
В процессе применения информационных технологий имеет место еще ряд проблем. Это и соотношение объема информации, который может предоставить компьютер студенту, и объема сведений, которые студент может мысленно охватить, осмыслить, а затем усвоить. Затрудняет учебный процесс и проблема компьютерной грамотности обучающихся. Различная степень подготовленности студентов требует применения дифференцированного подхода в обучении. Отрицательным фактором от внедрения электронных ресурсов в образовательный процесс является сокращение социального взаимодействия и общения, а также трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков.
Все вышеперечисленные недостатки информационных технологий являются, на наш взгляд, преодолимыми при наличии нескольких условий. Во-первых, должны быть четко определены границы информатизации обучения в экономическом вузе. Есть знания внутри предметной области, которые можно эффективно передавать с помощью компьютерных средств. Но вместе с тем часть знаний можно передать только в традиционной системе обучения «Преподаватель как донор знаний и опыта – студент как реципиент». Здесь важным является не столько способ передачи информации, сколько форма подачи знаний, их эмоциональная окрашенность. В данном случае студент на сознательном и неосознаваемом уровнях моделирует человека, уже достигшего знаний. Вторым (и скорее главным) обязательным условием успешного процесса применения электронных ресурсов и обучения в целом является наличие устойчивых мотиваций. Не секрет, что в процессе обучения зачастую происходит подмена мотивации студента: вместо заинтересованности в приобретении собственно знаний и навыков последний стремится лишь получить их положительную оценку. Каждый студент должен ясно представлять, что он поступил в экономический вуз, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, всесторонне развитой личностью, претворяющей в жизнь все новое, передовое.
Сегодня перед вузами стоит задача удовлетворять требования не только потребителя образовательных услуг, рынка труда, но и государства, и общества в целом. Среди прочих подходов к качеству образования широкую популярность приобрел компетентностный подход. Понятие компетентности связано не только с выполнением сложных практических задач на основе приобретенных знаний и умений, но и определенных стратегий и процедур, прежде всего связанных с эмоциями и отношениями. Компетентностная модель высшего образования включает в себя: профессиональную квалификацию (знания, умения, навыки); базовые личностные качества (ответственность, уверенность, настойчивость); сформированные универсальные умения и способности. От того, как педагог сумеет научить студентов критически мыслить, обеспечит восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы, зависит продуктивность деятельности студентов и эффективность самого процесса обучения.
В учебном процессе первостепенным средством обучения являются собственные силы педагога и обучаемого. Методическая компетенция преподавателя проявляется в правильно выбранном и применяемом методе обучения. Он не только реализует определенный метод, но и привносит в него собственную индивидуальность, вводит какие-то приемы, согласующиеся с разноуровневой подготовкой студентов, совершенствует их с целью повышения результативности учебного процесса. Профессиональная компетентность преподавателя предполагает умение грамотно конструировать формы обучения, осуществлять поиск и реализацию адекватных вызовам времени технологий обучения (интерактивное обучение, продуктивное обучение, контекстное обучение, дистанционное обучение и др.). Владение теорией познания позволяет преподавателю сочетать умение работы с большими и малыми группами, а также с каждым студентом отдельно, учитывая доминирующие индивидуальные способности, стиль и стратегию поведения каждого. Педагог должен верно сформулировать цели обучения и мотивировать студента к познавательной деятельности путем развития дискуссионной практики, как основы самообучения и самопознания.
Концептуальное отличие устаревшего традиционного типа обучения определенным предметам или профессии от современного типа обучения заключается в формировании ключевых компетенций на протяжении всей жизни индивидуума. Цель приобретения ключевых компетенций стала основой современной концепции образования в странах Евросоюза. Эта цель зафиксирована в документе «Европейские ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни», принятом Европарламентом 18 декабря 2006 г. В документе выделены восемь ключевых компетенций:
- компетенция в родном языке: способность выражать и интерпретировать устно и письменно мысли, чувства, факты и мнения на родном языке, реагировать на них во всех социальных и культурных контекстах, на работе и в домашнем окружении;
- компетенция в иностранном языке: в 2002 г. заседание Совета европейских министров в Барселоне поставило амбициозную цель: каждый гражданин должен владеть кроме своего родного языка ещё двумя иностранными языками. Эта концепция явилась основой для создания активной стратегии обучения иностранным языкам;
- математическая и базовая естественно-научная и техническая компетенции: способность к математическому мышлению для решения повседневных задач, развитие логического и пространственного мышления, а также умение пользоваться формулами, таблицами, графиками, моделями, конструкциями, способность пользоваться инструментами и машинами, а также научными базами данных;
- компьютерная компетенция: использование компьютера для получения, обработки, накопления, презентации и обмена информацией, коммуникация через Интернет, пользование коммуникационными сетями, постоянное информирование о новинках в данной области;
- компетенция «способность учиться»: способность приобретать, перерабатывать и усваивать новые знания. Для этого необходима эффективная организация своих собственных моделей обучения и труда, в особенности способность непрерывно учиться дальше, ставить для себя цели на перспективу, критически осмысливать цели обучения;
- социальная и гражданская компетенции: все формы поведения, которые дают возможность эффективно и конструктивно принимать участие в общественной и профессиональной жизни, умение решать конфликты, активное и демократическое участие в гражданской жизни;
- собственная инициатива и предпринимательская компетенция: способность к планированию, организации, менеджменту, руководству, анализу, коммуникации, оценке, умение выступать и вести переговоры;
- культурное сознание и способность к культурному выражению: понимание значения художественного выражения идей, опыта и эмоций через музыку, изобразительное искусство, литературу, кино и театр.
Компетентностный подход к современному образованию заставил пересмотреть и требования к преподавательскому составу высших учебных заведений, в том числе и к преподавателям иностранных языков. В настоящее время совершенно недостаточно быть просто хорошим преподавателем, имеющим прочные знания в области иностранного языка и методики его преподавания.
Таким образом, для обеспечения высокого уровня образования преподаватель должен уметь гармонично сочетать в образовательном процессе элементы современных технологий обучения с традиционными классическими приемами, ориентировать свою деятельность на повышение качества усвоения материала студентом, ощущать персональную ответственность за объем личностного вклада в обучение.
Конференцiя ЕМС 2015 :: Тезисы по основным тематическим направлениям конференции :: Секция 6. Формирование профессиональных компетентностей при подготовке товароведов-экспертов.
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі