ТУРКМЕНСКИЕ КОВРЫ – НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
Конференцiя ЕМС 2015 :: Тезисы по основным тематическим направлениям конференции :: Секция 2. Товароведение – основа экспертизы товаров.
Сторінка 1 з 1
ТУРКМЕНСКИЕ КОВРЫ – НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
ТУРКМЕНСКИЕ КОВРЫ – НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ
ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
Гульджахан Худайбердиева
аспирантка Туркменского государственного
института экономики и управления, начальник отдела
Государственная служба «Туркменстандартлары» Ахалского велаята и города Ашгабада, Tуркменистан
«Прочнее камня, нежнее розы» – так говорят о туркменских коврах, которые еще при Великих сельджуках прославились на европейских и восточных рынках как самые красивые и тонкие, прочные по окраске и выделке.
Ковроделие – считается одним из древнейших видов прикладного искусства туркменского народа. Искусство ковроделия берет свой исток из древнего прошлого. Обнаружено, что еще 5 тысяч лет назад ткали туркменские ковры.
В течение веков ковроткачество формировало важнейшие черты национального характера – трудолюбие, упорство, терпение. Изготовление ковров требовало сосредоточенности и хорошей памяти, оно формировало терпение и закаляло душу. Не случайно религиозные мистики суфии использовали ковроткачество как медитативную практику, важный духовный процесс, создающий фундамент для дальнейшего самосовершенствования. В процесс изготовления каждого ковра вкладывается колоссальный труд.
В 1914 г. искусствовед Фелькерзам А. сказал так: “Человек, увидевший туркменский ковер хотя бы раз, даже не говоря о технике его ткачества, только по одному орнаменту никогда не спутает с изделиями других племен и народов. Точно описать орнамент невозможно, так как особенности фигуры его несравнимо ни с цветами, ни с какими-либо определенными геометрическими фигурами».
Поразительный образец туркменского ковра был обнаружен в 1947 г. при раскопках древнего могильника на Алтае, в кургане Пазырык, сохранившийся в зоне вечной мерзлоты. Его возраст был определен радиоуглеродным методом и составил 2400 лет. Очень удивительно, что этот ворсовый ковер, пролежавший столько времени, оказался почти не поврежденным. Ковер прекрасно сохранился, имеет те же красный фон, цветовую гамму и четкую геометрическую очерченность орнамента, как и современные туркменские ковры. Его размеры 183×200 см, плотность 3600 узлов на 1 дм2. В настоящее время он находится в фондах Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Лучшие образцы туркменских ковров ручной работы считаются не только предметами обихода, но и высокохудожественными произведениями искусства, как, например, картины. В качестве вложения денежных средств ковры занимают 15 место между антикварной мебелью и старинными гравюрами. Как и любое произведение искусства в процессе эксплуатации ковер ручной работы только дорожает. Сегодня старинные туркменские ковры – мечта каждого коллекционера. Лучшие образцы этого древнего народного искусства хранятся в Национальном музее туркменского ковра в Ашхабаде. Его коллекция старинных и современных предметов национального ковроделия является одной из крупнейших в мире и включает редчайшие образцы шерстяных ворсовых ковров и ковровых изделий, начиная с ХVII века. Среди них и три ковра-гиганта, каждый из которых по-своему уникален. Так, первый ковер, сотканный в начале 40-х годов прошлого века, украшал в свое время сцену Большого театра и Кремлевского Дворца съездов в Москве в дни туркменской литературы и искусства. Второй был включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире ковер ручной работы. Третий, еще больший по площади, гигантский ковер был соткан в честь 20-летия независимости страны и украсил сцену конференц-зала Выставочного центра в туркменской столице.
Какими бы не ценились ковры на Востоке, лишь туркмены сделали их не только важнейшей частью материальной и духовной культуры, но и ярким национальным символом. Главные орнаментальные элементы туркменского ковра стали национальной символикой, и сегодня гели украшают многие архитектурные шедевры Ашхабада. Огромное значение туркменских ковров объясняется не только тем, что это прекрасный и долговечный предмет домашнего интерьера, нетленное произведение высокого искусства, но и открытая книга души туркменского народа, летопись его древней истории и культуры. Беширский или текинский, човдурский или йомудский, эрсаринский или салырский ковер расскажет о крае, где он был соткан, его природе и обитателях, древних тотемах и символах, связанных с верованиями создавших их людей. Каждый гель туркменского ковра соотносится с местной этнической спецификой и представляет собой сложный образ, в котором воплотились мифы и легенды о создании Вселенной и Человека и о его взаимоотношениях с окружающим миром.
Площадь вырабатываемых ковров, в основном, от 0,5 до 24 м2. По отдельным заказам могут вырабатываться большие ковры площадью до 100 м2 и более.
Испокон веков не изменяясь сохранилась технология производства туркменского ковра и ковровых изделий.
Ковры и ковровые изделия ручной работы можно представить как ткань гарнитурного переплетения. Для изготовления ковров используется гребення шерстяная пряжа для основы и утка. Два вида узлов используется при ткачестве ковров это – двойной и полуторный узлы.
Узоры на ковре создаются путем завязывания пряжи на каждой паре нитей основы. После навязки каждого ряда узлов (рис. 1) для закрепления ворсовых узлов на нитях основы, по ширине ковра проводятся один или две нити утка, которые вбиваются гребнем. Затем ворсовая сторона нитей ровно подстригается. Бахрамой заканчиваются оба конца ковров.
Рис. 1. Основные виды узлов
ASI, ASII, ASIII, ASIV – асимметричные узлы
SYI, SYII, SYIII – симметричные узлы
Исходя из того, что на мировом рынке ковры ручной работы пользуются большим спросом, в счастливую эпоху нашего государства туркменские ковровщицы начали создавать изысканные ковры.
Если раньше традиционно изготавливались шерстяные ковры ручной работы, то в настоящее время изготавливаются и шелковые струящиеся ковры ручной работы.
С целью повышения качества и конкурентоспособности туркменских ковров на мировых рынках, учитывая требования международных стандартов, разработаны и утверждены государственные стандарты на шелковые и шерстяные ковры ручной работы.
На основании требований национальных стандартов Туркменистана к показателям качества видов ковров относятся следующие:
- номера используемой пряжи для утка и узлов;
- плотность ковра, количество, тыс. узлов на м2;
- структура ковра;
- структура ковра;
- высота ворса;
- ширина паласной части;
- длина бахрaмы;
- ширина боковой кромки.
Обычные туркменские ковры бывают различных видов, они отличаются друг от друга узорами, сочетанием цветов и техникой ткачества и по требованиям наших национальных стандартов Туркменистана делятся на следующие группы:
- один уток в каркасе ткани ковра: 1 м2 240-340 тысяч и состоит из множества узлов (1-ая группа – ахалтекинские ковры);
- два утка в каркасе ткани ковра: 1 м2 220-340 тысяч и состоит из множества узлов (2-ая группа – текинские, пендинские ковры);
- два утка в каркасе ткани ковра: 1 м2 174-232 тысяч и состоит из множества узлов (3-я группа – иомудские, човдурские ковры);
- два утка в каркасе ткани ковра: 1 м2 156-200 тысяч и состоит из множества узлов (4-ая группа – беширские, керкинские, гызылаякские ковры).
Для шерстяных ковров используется шерсть весенней стрижки, так как именно у этой шести волокна длинные и прочные. Прочность и прямое расположение волокон увеличивают производительность пряжи.
Ворс ковров, который соткан изэтой разновидности пряжи, никогда не портиться. По истечении времени концы ворсинок расщепляются и ковер приобретает бархатистый блеск, становится мягче. Только туркменские ковры ручной работы, сотканные из экологически чистой шерсти, создают наиболее благоприятное и эстетически положительное состояние.
Слава о несравненной красоте и высоком качестве туркменских ковров стала известна всему миру. Подтверждается указанный факт тем, что туркменские ковры были удостоены многочисленных наград на международных ярмарках и выставках, проведенных в Париже, Монреале, Лейпциге, Брюсселе, Женеве, Франкфурт-на-Майне. Среди них 1 награда уровня «Платина», 2 награды уровня «Золото», 9 Золотых медалей и 1 Бронзовая медаль.
Конференцiя ЕМС 2015 :: Тезисы по основным тематическим направлениям конференции :: Секция 2. Товароведение – основа экспертизы товаров.
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі